КТО ЕСТЬ КТО - без границ - энциклопедия успешных людей / Наши участники / Вишнякова Наталия Федоровна (Профессор психологии, Krakowska Akademia, Институт психологии,г. Krakow.) | ![]() |
Tweet |
Эксперт в области
Эксперт в области:
Психологии творчества и креативности; психологии развития одаренности и таланта; психологической диагностики и развития личности: уровни социального и профессионального успеха и достижения «акме-вершин» личностной самоактуализации взрослой личности; диагностики творческого потерциала взрослой личности; психологии творческого решения конфликтов (ситуативных и внутриличностных); проведения психологических тренингов и групповой психокоррекции по акмеологии, смысла жизни, самоактуализации; психологии развития духовности личности.
Психологическая практика диагностики, индивидуальных консультаций и групповой психотерапии в психологических тренингах (стаж – 23 года).
Научные интересы и исследования: инновационные исследования в креативной акмеологии – как науке о достижении вершин творческой зрелости и успеха в жизни взрослого человека, психология развития, диагностика и развитие креативного потенциала личности, развитие одаренности и таланта; креативная психопедагогика, психология духовности, психология творческого решения ситуативных и личностных конфликтов.
Почетные звания, ученая степень
Научные звания: - Профессор психологии, Доктор психологических наук , Кандидат педагогических наук, Академик Международной Академии акмеологических наук, Санкт-Петербург, от 1998 года.
Научные исследования Вишняковой Н.Ф. в области психологии развития и прикладной психологии: диагностика и развитие творческого потенциала детей и взрослых. Области ее научных интересов и психологических исследований включают: креативность, творческий потенциал, талант, духовность, психология конфликтов и инновационный подход к исследованию творческой Акмеологии, как нового направления в психологической науки о творческой зрелости и раскрытии потенциальных резервов взрослой личности в процессе достижения акме (вершин) самореализации в личностной и профессиональной деятельности. Прикладная Акмеология имеет авторскую методику прогнозирования перспектив развития и антиципации креативного потенциала личности.
Специализация: психология развития, акмеология, практическая психология.
Докторская диссертация: «Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии». Специальность 19.00.13- психология развития, акмеология. Защита в 1996г. в Московском Институте Психологии Российской Академии Наук, Москва. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Я.А. Пономарев. Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Д.И. Фельдштейн; доктор психологических наук, профессор, академик РАО Н.В. Кузьмина; доктор психологических наук, профессор С.Д. Смирнов.
Кредо/жизненная позиция
Самореализация врожденного таланта личности на основе креативности и духовности.
Образование, дополнительное обучение
Научные дипломы. Научная биография.
1.Диплом Черкасского музыкального училища по специальности «педагог по фортепиано» от 23 июня 1966г.
2.Диплом с отличием Винницкого государственного педагогического института от 29 июня 1972г.
3.Диплом Кандидата наук. Москва, Академии педагогических Наук СССР от 19 июня 1980г.
4.Аттестат Доцента по кафедре теории, истории музыка и игры на музыкальных инструментах. Москва, Высшая Аттестационная Комиссия при Совете Министров СССР от 27 июля 1983г.
5.Удостоверение № 002671 Института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических вузов при Академии педагогических наук СССР , отделение Психология от 27 мая 1983.
6.Удостоверение № 008112 Института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических вузов при Академии педагогических наук СССР , отделение Психология от 26 мая 1987.
7.Диплом психолога. Белорусский государственный университет. Специальность « Практическая психология». Минск, 29 июня 1994г.
8.Диплом Доктора психологических наук. Москва, Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации от 20 июня 1997г.
9.Диплом Доктора психологических наук. Минск, Государственный высший аттестационный комитет Республики Белорусь от 29 марта 2000г.
10.Диплом Профессора по специальности «Психология». Минск, Государственный высший аттестационный комитет Республики Белорусь от 31 октября 2001г.
11. Диплом Академии Акмеологических наук. Россия, Санкт-Петербург, Действительный член Академии, Академик АН от 12 января 1998г.
12. Международный Почётный Диплом и медаль Кембриджского университета, Англия. За научные достижения в психологии – июль 2002.
Американские сертификаты по практической психологии:
- индивидуальная психологическая коррекция и работа с клиентом;
- групповая психотерапия и мастерство психологического тренинга:
•Сертификат по практической психологии «НЛП (NLP)» Джона Гриндера 22.10.1990г.;
•Сертификат практической терапии: «Гештальт-терапия» Роя Персонса 20.05.1993г.;
•Сертификат «Пcихогенетика» Доктора Тойча 22.08.1991г.
Вехи карьеры
Вехи научно-преподавательской карьеры
общий стаж -49 лет, университетский стаж- 43 лет )
1966 -1968г. Преподаватель по фортепиано в Золотоношской музыкальной школе;
1968-1972г. Обучение в Николаевском и Винницком государственных педагогических институтах;
1972-1976г. Преподаватель кафедры музыки в Винницком государственном педагогическом институте;
1976-1979г. Обучение в очно-целевой аспирантуре Московской Академии педагогических наук СССР;
1979-1980г. Преподаватель музыкально-педагогического факультета Винницкого педагогического института;
1980-1984г. Заведующая кафедрой теории музыки и игры на музыкальных инструментах. За активное участие и достигнутые успехи в научно-исследовательской работе получила благодарность.
1984-1985г. Доцент кафедры педагогики и психологии Мелотопольского педагогического института. За успехи в учебно-воспитательном процессе, научной работе и активное участие в общественной жизни награждена денежной премией.
1985-1988г. Заведующая кафедрой методики музыкального воспитания, дирижирования и постановки голоса Мелотопольского педагогического института. По итогам выполнения соцобязательств признана победителем в индивидуальном соревновании с объявлением благодарности.
1988-1990г. Доцент кафедры психологии и педагогики Минского института культуры Республики Белорусь.
1990- 1994г. Доцент кафедры педагогики и методики воспитательной работы в Белорусском государственном педагогическом университете им. А.М.Горького.
1994- 2000г. Заведующая кафедрой психологии и педагогики в Минском Республиканском институте Высшей школы при Белорусском государственном университете г. Минска.
2000- 2002г. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела и профессор кафедрф философских наук в Институте управления и предпринимательства г. Минска.
Психологические исследования и работа в университетах Европы.
2000- 2004г. Профессор кафедры психология в Рижском Русско-Балтийском институте, Латвия. Зав. кафедрой психологии в Дауговпилском отделонии Русско-Балтийского института, г. Даугавпилс, Латвия.
2003-2004г. Профессор института педагогики и психологии Вроцлавского государственного университета. Wrocław, Польша.
2004- 2010г. Профессор института психологии Опольского университета. Opole, Польша.
2010г. Профессор психологии Краковской Академии, г. Кraków, Польша.
Общественная/политическая деятельность
Учебная деятельность:
Преподаваемые дисциплины в университетах СССР и стран Европы.
1.Психология развития творческой личности взрослого человека. Креативная акмеология. (Учебник Н.Ф. Вишняковой "Креативная акмеология" в 2-х томах. Теория и практика. Изд.ООО «Дэбор», Минск , 1998-1999)
2. Конфликтология. ( Учебник Н.Ф. Вишнякова - КОНФЛИКТОЛОГИЯ . Высшее образование. 3-е издание, Допущено министерством образования РБ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений. Изд.Минск : Университетское,2002)
3.Тренинговый практикум по конфликтологии. ( Учебное пособие.Н.Ф. Вишнякова. Тренинговый практикум по конфликтологии. Кoнфликт – это творчество? Изд. Министерство образования РБ,ПК ООО «Поли Биг», Минск 1996)
4.Психология творческого обучения.( Учебник Н.Ф.Вишнякова. «Креативная психопедагогика».Изд.НИОРБ «Поли Биг», Минск 1995)
5. Психология детского развития. ( «Психология развития творческого потенциала, таланта и духовности детей»)
6. Психологические развития духовного потенциала человека.
(Учебник Н.Ф. Вишнякова .Креативная акмеология в 2-х томах. Теория и практика. Изд.ООО «Дэбор», Минск , 1998) .
Практическая психология. Психологические тренинги
- Тренинг делового общения. ( Деловой разговор. Вербальное и невербальное общение. Переговоры. Убеждение и аргументация.Управление конфликтами.)
- Тренинг по конфликтологии . ( Внешние-ситуативные и внутренние-личностные конфликты. Дипломатия конфликта.Стадии разбора конфликтов. Прямые и косвенные методы решения конфликтов. Критика и самокритика. Психодрамма в конфликтологии.)
- Психологическая диагностика конфликтов.( Психологическая диагностика ситуативных конфликтов. Тестирование внутренних конфликтов, стрессов, дипрессии и конфликтности)
- Тренинги развития креативности. ( Авторский тренинг. Развитие творческого воображения, оригинальности, эмпатии и дивергентного мышления. Развитие одаренности и таланта).
- Психологическая диагностика - Исследование креативного потенциала личности и ее творческих способностей .
( Авторский тест « КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» - для взрослых и молодежи. Автор Н.Ф. Вишнякова ).
-Психологический тренинг личностного роста. (Гештальто- терапия . Психосинтез. Логотерапия . Психодрамма . НЛП )
- Психологический тренинг личностной ЗРЕЛОСТИ. ( Авторский психологический тренинг СМЫСЛА ЖИЗНИ И ДУХОВНОСТИ)
Рецензирование научных статей и книг по психологии.
Публикации
Наталия Федоровна Вишнякова издала 27 книг на русском, английском, немецком и польском языках. www.nataliavishnyakova.com
Основные ее психологические исследования описанны в следующих книгах:
1."Креативная Акмеология". Психология развития творческой личности взрослого человека. 1 и 2 том. Изд. ООО «Дэбор», Минск: 1том: 1998,-242с.; 2 том: 1999,-300с ;
2. "Креативная психопедагогика". Психология творческого обучения, Изд. НИОРБ «Поли Биг», Минск. 1995,- 239с;
3. "Конфликт - это творчество?" Тренинговый практикум по конфликтологии, Изд. ПК ООО «Поли Биг» , Минск. 1996,-317с;
4."Конфликтология". Учебное пособие. Изд. „Университетское”, Минск. 2000, -248с.,
«Конфликтология». 2-е и 3-е издание. Изд. „Университетское”, –Минск. .2002, -247с.;
5. "Азбука творчества. Мы творим себя и мир". Развитие творческого потенциала детей. 1 том. Минск, 2003, -304с. .
6."Азбука таланта и одаренности. Секреты таланта и одаренности".Развитие потенциала одаренности и таланта детей и молодежи. 2 том. Минск, 2003, -270с..
7."Азбука духовности. Тайны духовного возраждения". Развитие потенциала духовности детей и молодежи. 3 том. Минск, 2003,-375с.;
8. «Akmeologia kreatywna. Psychologia kreatywności i osiągania szczytowej dojrzałości twórczej człowieka dorosłego. Wyd.„Instytut Postępowania Twórczego”, Łódż 2003, -279s.;
9. «Psychologiczne metody diagnozowania i prognozowania kreatywności. Test Kreatywny potencjał», Wyd. „Krakowska Akademia”, Kraków 2012, 179s.;
10. «Psychologia rozwoju kreatywnego potencjału człowieka», Wyd. „Krakowska Akademia”, Kraków 2012, -371s.;
11.«The conflict -- resolve it creatively”. Practical training on conflictology. Сalifornia USA , "Xlibris Сorporation", 2010, -366p.;
12. «The ABC’s of Creativity, Talent and Spirituality”. Practical Psychology of Children’s Potential Self-development. Сalifornia USA ,"Xlibris Сorporation", 2011, -617p..
Краткая характеристика книг по психологии:
1."Креативная акмеология". Психология развития творческой личности взрослого человека. в 2-х томах. Монография. Изд. ООО «Дэбор»–Минск 1998. «Теория креативной акмеологии». 1 том.
В монографии рассматриваются проблемы теории и практики интегрированного направления в психологии и акмеологии: креативная акмеология как новая отрасль знаний. Освещаются вопросы методологии, креативных категорий в акмеологии, рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом, проблемы формирования творческой личности, ее личностного роста, достижения креативной „acme” в процессе профессиональной самоактуализации и раскрытия резервов человека в период его творческой зрелости.
2. «Прикладная креативная акмеология». Психология развития творческой личности взрослого человека. Монография. Изд. ООО «Дэбор»–Минск 1999. 2 том.
Прикладная крeативная акмеология рассматривается с позиции организации и управления инновационной практикой саморазвития взрослой творческой личности. Она базируется на эмпирическом познании новых способов взаимодействия в процессе сотворчества на основе совершенствования профессионального мастерства и творчества в обучающем и самообучающем процессах с целью становления и формирования творческой зрелости специалиста. Прикладная креативная акмеология как практическая творческая деятельность, направленная на совершенствование творческой зрелости специалиста, базируется на инновационном процессе, включающем эвристические технологии, применяемые в креативной акмеологической практике на основе нововведений.
3. Диагностика креативного потенциала. Психологические тесты «Креативный потенциал». Учебное пособие,- Минск, 1999.
Данное учебное пособие является многолетним (с 1988 по 2006 г.) психологическим исследованием создания комплексной диагностики не только креативности, как актуального качества личности, но и выявления механизмов исследования потенциальной креативности, ее скрытых возможностей и резервов, которые возможно измерить не только в количественных, но и в качественных показателях в процессе психологической диагностики. Она является инновационным исследованием в системе психологических тестов творчества, в которой впервые представлены диагностики «Креативный потенциал», созданные на основе психологических методов исследования стандартизации на валидность и надежность.
Приоритетные стратегии и тактики диагностики «Креативный потенциал»:
1.Комплексный тест, состоящий из 4-х субтестов, создает возможность интерпретировать скрытые творческие механизмы психической регуляции на основе предпочтения жизненных ситуаций.
2.Тест выявляет творческий потенциал и продуктивные резервы личности при сопоставлении результатов психологических профилей «Я–реальный», «Я–идеальный», «Я–рефлексивный» и «Я–концепция» по сравнению с традиционными тестами, которые определяют актуальное состояние личности.
3.Тест раскрывает скрытые детерминанты психологических особенностей личности при сопоставлении результатов психологических профилей. На основе построение психологических профилей креативности наглядно можно изобразить уровни не только каждого креативного профиля: «Я–реальный» «Я–идеальный», «Я–рефлексивный» и «Я–концепция", но и зависимости между ними.
4. Тест определяет восемь креативных показателей в разных личностных проявлениях: 1) творческое мышление; 2) любознательность;3) оригинальность; 4)воображение; 5) интуиция; 6) эмоциональность и эмпатия; 7) чувство юмора; 8) творческое отношение к профессии и позволяет создать их креативные психологические профили.
5. Инновационность диагностических методик «Креативный потенциал» выражается в возможности диагностики не только актуального состояния, количественного и качественного уровней креативности и осознаваемых (сознательных) процессов их развития, но и также исследование количественного и качественного уровней неосознаваемых (подсознательных) процессов саморазвития и потенциала креативности личности.
6. Сопоставительный анализ психологических профилей дает возможность исследовать скрытые процессы личности и психологические детерминанты: осознаваемые личностью – сознательные процессы: 1) творческое мышление; 2)любознательность и 8) творческое отношение к профессии; и неосознаваемые личностью - подсознательные процессы : 4) воображение; 5) интуиция и 6) эмоциональность – эмпатия.
7.Диагностическая методика и компьютерная программа тестов «Креативный потенциал» на 5 языках: русском, английском, немецком, польском и латышском. Тест "Креативный потенциал" является валидной и надежной экспресс-диагностикой креативного потенциала личности. Процедура проведения теста проста и оперативна.
8.Тест «Креативный потенциал» возможно использовать как для научных психологических исследований, так и в практической работе психолога при индивидуальном консультировании. Экспериментально полученная информация позволяет классифицировать испытуемого по релевантному креативному качеству. Появляется возможность сравнения полученных результатов не только по количественному, но и по качественному принципу. Это позволяет моделировать перспективную стратегию и составлять индивидуальную программу творческого развития личности.
4. «Конфликт- это творчество?» Тренинговый практикум по конфликтологии. Изд. ПК ООО «Поли Биг» –Минск, 1996.
В книге освещаются вопросы теории и практики в области конфликтологии. Раскрывается феномен: конфликт и творчество. Предлагается продуктивный подход к изучению конфликтологии не только как науки о созидательных конфликтах, но и искусства предотвращения отрицательных последствий и решения деловых конфликтных ситуаций в психологических тренингах.
Адресуется как профессионалам, так и широкому кругу читателей: от практических психологов и педагогов, до менеджеров, бизнесменов и руководителей.
«Конфликтология». Учебное пособие. Изд. Университетское, –Минск 2000.
«Конфликтология». 2-е и 3-е издание. Изд. Университетское, –Минск 2002.
«Практическая психология развития потенциала личности» состоит из трех томов: 1 том « Алфавит творчества. Мы творим себя и мир» (Для детей от 7 до 14 лет); 2 том «Алфавит одаренности и таланта. Секреты таланта» ( Для детей от 14 до 17 лет); 3 том «Алфавит духовности. Тайны духовного возрождения»( Для молодежи от 17 до 29 и более).
5. «Азбука творчества. Мы творим себя и мир». I том .
Практическая психология развития творческого потенциала, для детей младшего школьного возраста является креативным проектом и практикой развития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей и молодежи. Автор предлагает необычное путешествие в «Страну творчества». Алфавит творчества сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты творческого саморазвития. Творчество является фундаментальным процессом развития потенциала детей. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития креативного потенциала и творческих способностей личности в детском возрасте. Психологические практики базируются на проблемных вопросах и оригинальных заданиях на саморазвитие личного потенциала и резервов личности детей и молодежи. Адресуются книги как детям, молодежи, родителям, практическим психологам, так и широкому кругу читателей.
6. „Азбука одаренности и таланта. Секреты таланта и одаренности». II том.
Практическая психология развития потенциала одаренности и таланта для детей среднего школьного возраста является креативным проектом и практикой саморазвития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, творческий дневник «Самопознание», психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей и молодежи. Автор предлагает необычное путешествие читателю в «Страну таланта». Алфавит таланта сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты саморазвития одаренности и таланта. Одаренность является фундаментальным процессом развития потенциала детей. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития потенциала одаренности и творческих способностей личности в детском возрасте.
7. «Азбука духовности. Тайны духовного возраждения». III том.
Практическая психология развития духовного потенциала личности для старшего школьного возраста является креативным проектом и практикой саморазвития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей, творческий дневник «Самопознание». Автор предлагает необычное путешествие читателю в «Страну тайн духовного возрождения». Алфавит духовности сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты саморазвития духовности. Духовность является фундаментальным процессом развития потенциала личности. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития духовного потенциала и творческих способностей личности .
8. „Креативная психопедагогика” . Психология творческого обучения. Изд. НИОРБ «Поли Биг»– Минск, 1995.
Актуальность изучения пpоблемы твоpчества в психолого-педагогической науке объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается, во-первых, тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, составляет основной стержень ее ориентации в жизни, во-вторых, является базовым детерминантом социального творчества, в-третьих, заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения, воспитания и пpофессиональной акмеологии. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность, автоp аpгументиpует приоритетное направление: креативную психопедагогику, pепpезентативно доказав ее роль в развитии творческой индивидуальности.
Креативность как интеллектуально-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, одаренности и условием творческой свободы, является существенным резервом человеческой цивилизации. Резерв этот неисчерпаем, исходя из народной мудрости, которая гласит, что все люди являются одаренными от природы, и проблема состоит лишь в том, чтобы, определив, в какой области одарен каждый, мудро совершенствовать его талант. Одаренные люди рассматриваются как своеобразный креативный генофонд страны, как национальное достояние. Концепция креативного образования создает возможности для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности.
9. Музыкальное творчество в общеобразовательной школе. Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных музыкально-творческих занятий. Изд. Запорожское областное отделение педагогического общества УССР, - Запорожье1987.
10. Национальная комплексно-целевая Программа «ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ». Информационный бюллетень Министерства образования Республики Белорусь №2, стр. 165-182, -Минск , 2001.
Ордена, медали и другие награды
Награды и Премии за научно-исследовательскую деятельность:
Премия Президента Республики Белоруссии за создание общенациональной программы „Одаренная личность”. Руководителем национальной программы „Талантливая и творческая молодёжь” являлась проф. Н.Ф.Вишнякова. Специальный фонд Президента Республиуи Белорусь по социальной поддуржке одаренных учащихся и студентов. Белоруссия 2001г.
Награда Министерства Образования и науки Республики Белоруссии за создание комплексно-целевой программы «ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ». (Информационный бюллетень №2, стр. 165-182), Минск ,2001г.
Награды Министерства Образования и науки Республики Белоруссии – в 1997, 2000 и 2003 годах.
Семья
Замужем, есть сын Руслан Викторович Ткач – кандидат психологических наук, политический психолог. Есть внуки: Ростислав и Дашенька.
Увлечения
Путешествия, познание нового, профессиональное творчество.
Предпочтения
Создавать научных проекты и их реализовывать в психологической практике, раскрывая потенциальные возможности и креативные резервы личности, которая ценит и понимает необходимость саморазвития и ее значимость.
Мечты
Осознать и реализовать смысл своей жизни. Это очень важно для каждого человека понять свое предназначение в жизни и самоактуализировать свой смысл жизни. Тогда это принесет счастье не только личности, но и социальному окружению.
Краткая биография
15.07.1946- год рождения;
1953 -1962г. Oбщеобразовательная школа;
1962- 1966г. Обучение в музыкальном училище по классу фортепиано в г. Черкассы;
1966 -1968г. Преподаватель по фортепиано в Золотоношской музыкальной школе;
1968-1972г. Обучение в Николаевском и Винницком государственных педагогических институтах;
1972-1976г. Преподаватель кафедры музыки в Винницком государственном педагогическом институте;
1973г.- рождение сына;
1976-1979г. Обучение в очно-целевой аспирантуре Московской Академии педагогических наук СССР;
1979-1980г. Преподаватель музыкально-педагогического факультета Винницкого педагогического института;
1980-1984г. Заведующая кафедрой теории музыки и игры на музыкальных инструментах. За активное участие и достигнутые успехи в научно-исследовательской работе получила благодарность.
1984-1985г. Доцент кафедры педагогики и психологии Мелитопольского педагогического института. За успехи в учебно-воспитательном процессе, научной работе и активное участие в общественной жизни награждена денежной премией.
1985-1988г. Заведующая кафедрой методики музыкального воспитания, дирижирования и постановки голоса Мелитопольского педагогического института. По итогам выполнения соцобязательств признана победителем в индивидуальном соревновании с объявлением благодарности.
1988-1990г. Доцент кафедры психологии и педагогики Минского института культуры Республики Белорусь.
1990- 1994г. Доцент кафедры педагогики и методики воспитательной работы в Белорусском государственном педагогическом университете им. А.М.Горького.
1994- 2000г. Заведующая кафедрой психологии и педагогики в Минском Республиканском институте Высшей школы при Белорусском государственном университете г. Минска.
2000- 2002г. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела и профессор кафедры философских наук в Институте управления и предпринимательства г. Минска.
Психологические исследования и работа в университетах Европы.
2000- 2004г. Профессор кафедры психологии в Рижском Русско-Балтийском институте, Латвия. Зав. кафедрой психологии в Дауговпилском отделении Русско-Балтийского института, г. Даугавпилс, Латвия.
2003-2004г. Профессор института педагогики и психологии Вроцлавского государственного университета. Wroclaw, Польша.
2004- 2010г. Профессор института психологии Опольского университета. Opole, Польша.
2010г. Профессор психологии Краковской Академии, г. Кrakow, Польша.
В настоящее время проф. Наталия Федоровна Вишнякова продолжает работать над различными научными проектами и исследованиями в Америке и в Европе. Как практический психолог проводит психологическую помощь и поддержку в трудных ситуациях детей и взрослых.
Самый ценный совет, который Вы получили в жизни?
«Ты все можешь, надо только очень захотеть.»
Для Вас нет ничего хуже, чем...
Предательство, зависть, унижение достоинства человека ради компенсации комплекса неполноценности личности неудачника.
Что для Вас наивысшее счастье?
Мечта, которая стала реальностью. Я счастливая тогда, когда как птица, свободна, естественна, независима,радостна, когда меня понимают и принимают позитивно во всех жизненных ситуациях.Тогда я могу свободно творить и дарить счастье другим.
На какой идеал ориентируетесь, какие качества цените в людях?
Духовные ценности и ответственность за свои поступки. Самым ценным для меня есть чувство духовной благодарности за все, что дарит нам судьба.
Самое поразительное для Вас открытие?
Способности личности безграничны , когда их развитие мотивированно.Очень важно для человека как можно раньше осознать смысл своей жизни, ради чего он родился и реализовывать его в течении всей своей жизни. Тогда жизнь личности будет осмысленная, счастливая и достойная.
Что Вы считаете наиболее важным в воспитании детей?
Развитие креативного потенциала, одаренности и талантов очень важно не только для детей и их будущего, но, возможно в дальнейшим, и раскрытие гениальности личности, что очень важно для социального будущего.Креативность и талант как созидательные процессы личности, являются существенным резервом человеческой цивилизации. Резерв этот неисчерпаем, исходя из психологичеких исследований о том, что все дети являются одаренными от природы, и проблема психологов , педагогов и родителей состоит лишь в том, чтобы, определив, в какой области одарен каждый ребенок, мудро развивать его талант. Талантливые и гениальные люди рассматриваются как своеобразный креативный генофонд страны, как национальное достояние.
Каким образом снимаете стресс?
Общение с природой ,животными и применение психологических методов самокоррекции.
Любимый афоризм, пословица?
Успех - это творить и достигать результат.
Какое событие в жизни показалось Вам наиболее важным?
Рождение сына.
Ваше хобби?
Путешествия. общение с новыми людьми и классическая музыка.
Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
Творчество в психологической практике и открытие креативного потенциала личности.
Планы на будущее
Издать все написанные мною ценные книги по психологии, чтобы они приносили пользу и помогали людям открывать в себе талант, развивать потенциальные резервы, возрождать духовность и осознавать смысл жизни.
Я надеюсь, что судьба подарит мне пертнеров в реализации благородных планов и они осуществлятся.
Психологическя помощь и поддержка в трудных ситуациях детей и взрослых. Профессор психологии Вишнякова Наталия Фудоровна с американским сертификатом предлагает эффективную психологическую помощь в решении трудных жизненных проблем на основе диагностики, индивидуальной психокоррекции, раскрытия психологических потенциальных возможностей и резервов саморазвития у детей и взрослых.
e-mail: [email protected]
|
В монографии рассматриваются проблемы теории и практики интегрированного направления в психологии и акмеологии: креативная акмеология как новая отрасль знаний. Освещаются вопросы методологии, креативных категорий в акмеологии, рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом, проблемы формирования творческой личности, ее личностного роста, достижения креативной „acme” в процессе профессиональной самоактуализации и раскрытия резервов человека в период его творческой зрелости.Прикладная крeативная акмеология рассматривается с позиции организации и управления инновационной практикой саморазвития взрослой творческой личности. Она базируется на эмпирическом познании новых способов взаимодействия в процессе сотворчества на основе совершенствования профессионального мастерства и творчества в обучающем и самообучающем процессах с целью становления и формирования творческой зрелости специалиста. Прикладная креативная акмеология как практическая творческая деятельность, направленная на совершенствование творческой зрелости специалиста, базируется на инновационном процессе, включающем эвристические технологии, применяемые в креативной акмеологической практике на основе нововведений.
|
В книге освещаются вопросы теории и практики в области конфликтологии. Раскрывается феномен: конфликт и творчество. Предлагается продуктивный подход к изучению конфликтологии не только как науки о созидательных конфликтах, но и искусства предотвращения отрицательных последствий и решения деловых конфликтных ситуаций в психологических тренингах.
Адресуется как профессионалам, так и широкому кругу читателей: от практических психологов и педагогов, до менеджеров, бизнесменов и руководителей.
«Конфликтология». Учебное пособие. Изд. Университетское, –Минск 2000.
«Конфликтология». 2-е и 3-е издание. Изд. Университетское, –Минск 2002.
|
Данное учебное пособие является многолетним (с 1988 по 2006 г.) психологическим исследованием создания комплексной диагностики не только креативности, как актуального качества личности, но и выявления механизмов исследования потенциальной креативности, ее скрытых возможностей и резервов, которые возможно измерить не только в количественных, но и в качественных показателях в процессе психологической диагностики. Она является инновационным исследованием в системе психологических тестов творчества, в которой впервые представлены диагностики «Креативный потенциал», созданные на основе психологических методов исследования стандартизации на валидность и надежность.
Приоритетные стратегии и тактики диагностики «Креативный потенциал»:
1.Комплексный тест, состоящий из 4-х субтестов, создает возможность интерпретировать скрытые творческие механизмы психической регуляции на основе предпочтения жизненных ситуаций.
2.Тест выявляет творческий потенциал и продуктивные резервы личности при сопоставлении результатов психологических профилей «Я–реальный», «Я–идеальный», «Я–рефлексивный» и «Я–концепция» по сравнению с традиционными тестами, которые определяют актуальное состояние личности.
3.Тест раскрывает скрытые детерминанты психологических особенностей личности при сопоставлении результатов психологических профилей. На основе построение психологических профилей креативности наглядно можно изобразить не только уровни каждого креативного показателя в «Я–реальном» «Я–идеальном», «Я–рефлексивном» и «Я–концепция», но и зависимости между ними.
4.Тест определяет восемь креативных показателей в разных личностных проявлениях: 1) творческое мышление; 2) любознательность; 3) оригинальность; 4)воображение; 5.) интуиция; 6) эмоциональность и эмпатия; 7) чувство юмора; 8) творческое отношение к профессии и позволяет создать их креативные психологические профили.
5. Сопоставительный анализ психологических профилей дает возможность исследовать скрытые процессы личности и психологические детерминанты: осознаваемые личностью – «сознательные»: 1) творческое мышление; 2) любознательность и 8) творческое отношение к профессии; и неосознаваемые личностью - «подсознательные»: 4) воображение; 5) интуиция и 6) эмоциональность – эмпатия.
6. Инновационность диагностических методик «Креативный потенциал» выражается в возможности диагностики не только актуального состояния, количественного и качественного уровней креативности и осознаваемых (сознательных) процессов их развития, но и также исследование количественного и качественного уровней неосознаваемых (подсознательных) процессов саморазвития и потенциала креативности личности.
7.Диагностическая методика и компьютерная программа тестов «Креативный потенциал» на 5 языках: русском, английском, немецком, польском и латышском. Она является валидной и надежной экспресс-диагностикой креативных потенциалов личности. Процедура проведения теста проста и оперативна.
8.Тест «Креативный потенциал» возможно использовать как для научных психологических исследований, так и в практической работе психолога при индивидуальном консультировании. Экспериментально полученная информация позволяет классифицировать испытуемого по релевантному креативному качеству. Появляется возможность сравнения полученных результатов не только по количественному, но и по качественному принципу. Это позволяет моделировать перспективную стратегию и составлять индивидуальную программу творческого развития личности.
|
Практическая психология развития потенциала состоит из трех томов: 1 том « Алфавит творчества. Мы творим себя и мир» (Для детей от 7 до 14 лет); 2 том «Алфавит одаренности и таланта. Секреты таланта» ( Для детей от 14 до 17 лет); 3 том « Алфавит духовности. Тайны духовного возрождения»( Для молодежи от 17 до 19).
«Азбука творчества. Мы творим себя и мир». I том Практическая психология развития творческого потенциала, для детей младшего школьного возраста является креативным проектом и практикой развития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей и молодежи. Автор предлагает необычное путешествие в «Страну творчества». Алфавит творчества сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты творческого саморазвития. Творчество является фундаментальным процессом развития потенциала детей. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития креативного потенциала и творческих способностей личности в детском возрасте. Психологические практики базируются на проблемных вопросах и оригинальных заданиях на саморазвитие личного потенциала и резервов личности детей и молодежи. Адресуются книги как детям, молодежи, родителям, практическим психологам, так и широкому кругу читателей.
„Азбука одаренности и таланта. Секреты таланта и одаренности». II том Практическая психология развития потенциала одаренности и таланта для детей среднего школьного возраста является креативным проектом и практикой саморазвития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, творческий дневник «Самопознание», психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей и молодежи. Автор предлагает необычное путешествие читателю в «Страну таланта». Алфавит таланта сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты саморазвития одаренности и таланта. Одаренность является фундаментальным процессом развития потенциала детей. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития креативного потенциала и творческих способностей личности в детском возрасте.
. «Азбука духовности. Тайны духовного возраждения». III том Практическая психология развития духовного потенциала личности для старшего школьного возраста является креативным проектом и практикой саморазвития потенциала детей, содержит оригинальные и увлекательные творческие задания, тесты, сказки, психологические рекомендации по развитию потенциальных резервов детей, творческий дневник «Самопознание». Автор предлагает необычное путешествие читателю в «Страну тайн духовного возрождения». Алфавит духовности сконструирован таким способом, чтобы ребенок в увликательной и поисковой форме мог самостоятельно осознать в себе секреты саморазвития духовности. Духовность является фундаментальным процессом развития потенциала личности. Предлагается продуктивный подход к познанию процесса развития духовного потенциала и творческих способностей личности .
|
Актуальность изучения пpоблемы твоpчества в психолого-педагогической науке объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается, во-первых, тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, составляет основной стержень ее ориентации в жизни, во-вторых, является базовым детерминантом социального творчества, в-третьих, заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения, воспитания и пpофессиональной акмеологии.
Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность, автоp аpгументиpует приоритетное направление: креативную психопедагогику, pепpезентативно доказав ее роль в развитии творческой индивидуальности.
Креативность как интеллектуально-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, одаренности и условием творческой свободы, является существенным резервом человеческой цивилизации. Резерв этот неисчерпаем, исходя из психологических исследований все дети являются одаренными от природы, и проблема состоит лишь в том, чтобы, определив, в какой области одарен каждый, мудро совершенствовать его талант. Одаренные люди рассматриваются как своеобразный креативный генофонд страны, как национальное достояние. Концепция креативного образования создает возможности для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности.
Национальная комплексно-целевая Программа «ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ». Информационный бюллетень Министерства образования Республики Белорусь №2, стр. 165-182, -Минск ,2001г.
"Музыкальное творчество в общеобразовательной школе." Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных музыкально-творческих занятий. Изд. Запорожское областное отделение педагогического общества УССР, - Запорожье 1987.
|
The new division of knowledge, which is the creative acmeology, is combination of the wisdom about creative people and their psychological possibilities. Creative acmeology is integrating messages about basic developmental tendencies for the creative personality which is being treated as the dynamic structure participating in the process of reaching the ultimate in creative abilities. Creative acmeology is one of the strands of knowledge about man, examining the correctness of the process of achieving maturity and peak of creative job opportunities for an adult in the next phases of its self-update. Creative acmeology which is using academic achievements of artistic psychology works, is a multilevel and comprehensive system also socially determined of educating, recognized as a new field of knowledge. It is growing out of achievements and the tradition of psychology making cognitions area entire human culture, since is treating it as the result of mature and creative artistic works for the personality which are participating in the process of the self-updating finding fulfillment in different firmaments of human activity. Creative acmeology is creating the contemporary complex of the taken knowledge about fundamental character. The baselessness of this field of science is showing through the synergy of autonomous processes of creating the new, creative paradigm which continuously still stays outside areas of interests of different directions of contemporary science.
The first part of this study is devoted to the scientific concepts associated with the achievement of a creative peak of ripeness, as well as regularities and rules to achieve mastery in professional activities. In the second part of this study there is a discussion about issues related to the practical application of creative and verification of modern acmeology theories of science in innovation and creative practice, which can be studied in the activities of professional creative people, with a view of self-update.
“PRACTICE OF CREATIVE ACMEOLOGY” Volume II. Psychology of the creativity and achieving the highest creative maturity of adults.
Practical activities, analyzed and interpreted within creative acmeology, because they are confronting existing scientific theories with empirical innovation. Applying special described technologies in this study is causing that creative individuals which are carrying the process of the self-updating out are able to achieve creative acme - ultimate in the individual create.
|
“ THE CONFLICT - RESOLVE IT CREATIVELY.” Volume 1 Practical training on conflictology. Published by Xlibris Corporation USA, 2010.
Conflicts are like rust, they eat away at our lives. They poison the delightful moments of communication. The natural spirit of communication can be compared to the air that surrounds us and to the water of a spring. As long as they are ecologically clean, we take no notice of them and do not even think about the prominent part they play in our life, but when the air becomes polluted, and the water loses its precious purity, we begin to understand the value of ecologically clean surroundings. The same case goes with communication. As long as it passes naturally and without conflicts, we do not even think about the importance of mastering the techniques of averting and solving conflict situations.
We have to pay a dear price for our ignorance: nervous breakdowns, health problems and authority discredit . Mastering the conflict techniques should allow you to : - learn how to solve conflicts and overcome their aftermath; - more successfully uncover the inner and outer motives of conflicts; - prevent conflicts; - become proficient in the art of gaining control over conflicts and over your own behavior; - reasonably use the techniques of psycho correction in practice.
Conflict predetermines a necessity for changes, alterations and consequently, creative work. In the process of a conflict, finding oneself in a non-standard situation, the person will improvise and use constructive methods of productive interactions.
The techniques of preventing conflicts and psycho correction may be compared with a chest full of treasure lost in a dark corner of an old house. It is filled to the brim with precious, familiar and dear, but forgotten things. There is a big socially accumulated technological store of ways and practices in psycho correction, that helps you to see life and human relationships in a new light, enlarges your technological set of possible ways to behave in conflict situations.
This book is a sort of treatise on conflictology with emphasis on the idea of training. The author, in the form of constructive dialogues, invites the readers who might be interested in joining her and to look into all the details and covert reasons for both destructive and constructive conflicts.
According to the author - a conflict, metaphorically, is like rust that eats away lives. It poisons the delightful moments of communication. As such, the author emphasizes the importance of mastering the technique of averting and solving conflict situations.
In The Conflict - Resolve It Creatively. Practical training on conflictology, the author offers a productive creative approach to the questions of conflictology. The original concept of “conflictology” is not only a science about creative decisions on conflicts, but also an art and practical experience of preventive maintenance and the decision on business and personal conflict situations.
This book represents a photo of life without a conflict, enters diplomacy of conflictology, shows creative features of psychology of conflicts, presents stages of the internal analysis of the conflict and phases of its decision, and displays educational appointments at development with methods of conflictology.
This all-round book guides readers to reach changes and to use constructive methods of productive interaction. Developing experience of the decision of situational and intrapersonal conflicts should allow anyone to gain new experience on how to solve conflicts and to overcome their consequences; it should open a more successful internal and frank occasion of conflicts, to cope with techniques of prevention of the conflict, to become skilled in controlling art over both external and internal conflicts and behavior, and to make use of a reasonable and almost psychological experience.
The Conflict - Resolve It Creatively is some kind of a treatise on conflictology with an underlining idea of training and acquisition of new experience. The author, in the form of meaningful dialogue, invites the readers who might be interested to join her and look into all details and covert reasons for both destructive and constructive conflicts.
|
“The ABC’s of CREATIVITY, TALENT, and SPIRITUALITY. Practical Psychology of Children’s Potential Self-development”. Published by Xlibris Corporation USA, 2011.
Author Natalie F. Vishnyakova Associate Professor of Psychology, The Doctor of the Psychological science. Practical Psychology of Children’s Potential Self development Book Brings Creative and Fun Description to Self-Help Potential, Practical Psychological of Children and Youth Potential Self-development.
“The ABC’s of CREATIVITY, TALENT, and SPIRITUALITY” is a helpful Psychology manual that allows its readers to test their levels of activities and discover their full potential as creative, intellectual, social and spiritual beings. With useful suggestions on how to evaluate the reader’s personality traits, author Natalie F. Vishnyakova’s work is the epitome of equipping the Children and Youth with self-empowering advice and words of encouragement. This new Psychology Project read is an effective Practical Psychology tool that not only uplifts the spirit, but most importantly allows the process of self discovery.
According to Vishnyakova, “Creativity is an initiation by a human being to make something new in the inner or outer world.” This is just one of the powerful quotes reflecting the self-liberating ideologies of the writer. The book focuses on discussing how people can strengthen and develop their intrapersonal potential and relationships. Hence, it stimulates man’s innate curiosity to find his true identity.
Practical Psychological Fun, imaginative, yet well-supported, this book builds the bridge that connects its readers to the concrete and more anchored versions of themselves. Resolving issues that relate to obscured or tainted self-image, this compilation of self-help tests is a training manual that can awaken.
Potential Self-development of Children and Youth the consciousness. It is complete with self-explanatory tools that can evaluate certain lifestyle conditioning, personal traits and factors that influence the various facets of human kind. Perfect for the avid self-help reader, this book is a catalyst that brings forth the change needed to uplift one’s perspective. The book is offered not only for children, youth and their parents, but also for psychologists, teachers and all people whom interests problems of knowledge, disclosing and self-improvement of potential possibilities and psychological reserves of self-development of the person for achievement of successes and self-realization in life.
1. The ABC of Creativity “ WE CREATE OURSELVES AND THE WORLD” Volume Practical Psychology of Children’s Potential Self-development.
It is a remarkable journey to the Land of Creativity. This realm is the inner world of a man and the world around him. The mystery of these worlds is a curious subject for many people, but primarily for those who wish to know themselves by improving their creative personalities. Dear Reader, while writing this extraordinary book, I, the author, was having a conversation with you in my mind’s eye. So I believe that we were creating it together. Childhood exists in the inner world of each adult, not only as memories but also as part of that world. It is the most sincere and charming part of our soul, which is the refreshing source of creativity.
The spontaneous development of Creative Self (hereinafter I-Creative) in childhood is of great importance, and one should allow it to open up and express it through his or her favorite area. Then, dear Reader, your creative personality will embody the creative business you are interested in, and it will develop fruitfully at its brightest potential. The richer and more original your I-Creative is, the more vividly you will develop your abilities in the future which can expand and grow into talent or genius. I-Creative in your life will be significant not only for you but for others, and then you can achieve anything what you like in life.
The structure of ABC of Creativity allows you, dear Reader, to realize in an entertaining, exploratory way, and quite independently, the basics of the creative self-development of your personality. You can learn from the wisdom of this book individually or in a group of your friends and like-minded persons.
2.The ABC of Talent “SECRETS OF TALENT” Volume 2 . Practical Psychology of Children’s Potential Self-development.
A secret is something concealed from everyone. Nature doesn’t reveal all secrets of talent to us. Even the creation of man is still a mystery. It is only psychologists who reveal some of the unconscious processes that are hidden deep inside human subconscious. And if they discover new cause-and-effect phenomena of human nature, then yet another mystery becomes a badly kept secret. Secrets of successful learning and self-discovery of a gifted person, of their internal world and obscure causes of behavior have always captivated the minds of the most inquisitive and curious.
The secrets of the human psyche, giftedness, talent, and genius will become less obscure and more accessible to you, Dear Reader, helping you to find out talent and special abilities within your own self and to create something new not only for your good but for the good of the society.
Giftedness comes from the word ‘gift’ and is generously given by Nature, God and Destiny to each and every person. Giftedness is linked to creative and spiritual potential and capabilities of every person. It also embraces creative and intellectual wealth of a person.
Every child is born into this world with her own special ‘gift’, as intended by Destiny, which needs to be discovered and cultivated. But the gift of Fate that each of us gets is a secret one and is not obvious. It is often locked deep within your soul, my Dear Reader. If you want to get to know your internal world and find out the kind of talent you got, you have to identify the gift of Nature hidden inside your soul. Someone who will find it in his internal world will be a happy person and will share his happiness with other people.
3. The ABC of Spirituality. “SECRETS OF SPIRITUAL REBIRTH” Volume 3 . Practical Psychology of Spiritual Making and Development of Personality.
Spirituality consists of the inner world of man, the highest values, qualities and properties of personality. Spiritual maturity can be achieved through development of value system in the process of learning and recognizing all kind of deeply hidden fundamentals of life. Spiritual making and development is revealed through learning and recognizing higher personality’s values and through building-up spiritual experience. Creativity is a human spiritual development mechanism since human being was created on the basis of a spiritual idea and with the purpose of spiritual self-improvement. Every human being comes to this world to realize his or her own spiritual, inner world, while improving the external one at the same time. Dear reader, at your birth you have been given a huge creative potential as the highest sense and inspiration of creativity, as your potential moral courage.
Spirituality that comes from within is the personality’s regenerative, forming, and supporting power. The highest spiritual qualities are not created as a result of social and cultural influence, but rather originate inside the personality thanks to its spiritual experience. Spirituality is a basic, life-giving source of harmony between the inner and external worlds of man. Philosophers study spirituality as high moral values, as well as the ability to engage in spiritual search and self- improvement of personality in the process of life learning.
Spirituality is always subjective because of its connection to the inner world of personality. Spirituality perceived as the inner world’s harmony is revealed in the external social world through actions, activities and human behavior in the real world. While recognizing and realizing the meaning of life, spirituality is felt by every man through higher feelings and personality’s moral qualities rather than through comprehension. Spirituality is revealed through dynamic and constant enrichment of personality’s moral qualities. Spirituality, is similar to life’s dynamics, various and unpredictable. Spirituality’s making and development is achieved through searching for the meaning of life.
|
Другие участники
-
-
Змушко Михаил Николаевич
Руководитель
-
-
Ищенко Андрей Борисович
Руководитель, Промгазаппарат, завод,...
-
-
Терещенко Виктор Алексеевич
Руководитель, СП Белита, ООО
-
-
Чеснакаускене Наталья
Директор, ЗАО АУРИСТИЛА
-
-
Садовая Елена Александровна
Руководитель
-
-
Малышев Игорь Петрович
Генеральний директор, ОАО...